ТРАНСПОРТ
В статье проанализирована ситуация с обращением твердых коммунальных отходов в г. Москве и определена целесообразность использования железнодорожного транспорта для их вывоза на удаленные полигоны. Сформированы критерии оптимизации задачи размещения железнодорожных станций с контрейлерным терминалом для погрузки-выгрузки отходов, сформулирована целевая функция данной задачи и приведено ее решение.
Проанализированы основные проблемы водотеплоснабжения, традиционные пути их решения и целесообразность разработки нового подхода к устранению негативных факторов.
Описывается универсальный стенд для исследования резания грунтов моделями рабочих органов землеройных машин (патент на изобретение № 2689958). Стенд позволяет проводить исследования резания грунтов в трех средах: в обычной среде (при атмосферном давлении), водной среде (при гидростатическом давлении) и в разреженном пространстве (вакууме). При этом возможно проведение исследований с режущими органами поступательного действия (моделями отвалов, кабелеукладочных ножей и т.д.) и рабочими органами вращательного действия (ковш экскаватора, грейфера).
Для совершенствования качества работы Московского метрополитена значительное внимание уделяется обеспечению безопасности движения поездов, улучшению показателей пропускной способности участков, а также эффективности использования технических средств.
Обоснован вид оптимизационной модели и форма решения с учетом специфики электропотребления на железнодорожном транспорте. Первоначально сформулированная задача нелинейного программирования сводится к линейной. Получен результат ее решения в виде профиля нагрузки выбранного объекта регулирования для рабочих и нерабочих интервалов времени.
При нахождении остаточного срока службы изделия основной задачей, помимо определения функции отказа, является определение исходных данных для расчета. Ввиду этого не всегда удается найти нужные параметры вследствие многофакторного разрушения изделия и отсутствия необходимых исследований в данной области. В настоящей работе рассмотрен альтернативный способ определения исходных данных для элементов с моделью надежности Рэлея.
Рассматривается взаимодействие колеса и рельса как решение задачи удара колеса сферической формы о рельс преимущественно в зоне стыка, представленной ортотропной пластиной, имеющей криволинейную анизотропию, на которую действует продольная сила и ударные воздействия в два момента. Приведены схемы ударного взаимодействия колеса и рельса в виде пластины Уфлянда-Миндлина и решение системы дифференциальных уравнений.
В статье рассмотрен термодинамический метод построения тепловых схем производств. Этот метод особенно актуален для теплопотребляющих производств, в которых в качестве теплоносителей используется острый пар. Показана технико-экономическая целесообразность вовлечения низкопотенциальных источников теплоты в реализацию технологических процессов.
В статье указывается на необходимость наличия в Центральном транспортном узле (ЦТУ) специализированной сортировочной станции для формирования местных грузовых поездов. Для определения потенциально выгодного местоположения подобной станции в узле предлагается использовать алгоритм Дейкстры.
Исследуется определение продольной силы, воздействующей на оболочку котла вагона-цистерны при столкновении с препятствием. В решении учтены закон сохранения энергии и потенциальная энергия, связанная с деформацией оболочки, применяется теория оболочек. Представлены графики изменения силы в зависимости от скорости столкновения. Исследовано изменение силы до и после момента насыщения энергоемкости устройства, с учетом энергии деформации оболочки.
Цель представленного в статье исследования – рассмотрение методов определения местоположения транспортно-логистического объекта в определенном регионе. Проведенный анализ позволяет констатировать, что для решения данной проблемы требуется проверка отдельных вариантов по ряду факторов и учет индивидуальных характеристик региона.
В статье проводится анализ части параметров, описывающих тепловое состояние стрелочных переводов, на примере решения двух задач, имеющих прикладную направленность: разморозка стрелочного перевода, укрытого снегом и поддержание прогретого состояния в условиях интенсивного снегопада. В результате проведенной серии расчетов установлены влияющие параметры задач, предложены методы консервативной оценки, разработаны практические приемы упрощения вычислительной части задач, предложены методики расчета каждой из задач, которые в дальнейшем могут быть дополнены при развитии тематики.
Предложен новый подход подачи составов поездов, ведомых электровозом, на погрузочно-выгрузочные пути вагонами вперед без перехода на маневровый порядок движения. Для сокращения продолжительности обработки поездов рекомендовано использование устройства дистанционного видеоконтроля, устанавливаемого на хвостовом вагоне состава.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОЦЕССОВ
В статье рассматриваются актуальные вопросы управления дальними пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте. Показана необходимость использования интеллектуальных систем управления не только при организации движения пассажирских поездов, но и при подготовке составов в рейс. Выполнена постановка одной из оптимизационных задач, требующих решения в рамках функционирования такой интеллектуальной системы управления.
БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Работники локомотивных бригад, эксплуатирующие тепловозы, подвергаются воздействию химического загрязнения воздуха рабочей зоны. Часть загрязнителей обладает канцерогенным действием. При работе на длительно эксплуатируемых тепловозах канцерогенный риск составляет 5,22·10–3. Вероятно формирование ежегодно 52 дополнительных случаев канцерогенной патологии на 10 000 работников.
Статья посвящена вопросу очистки сточных вод транспортных предприятий от селенорганических соединений. Исследована адсорбция препарата ДАФС – 25 из этилового спирта на цеолите NaX, cиликагеле МСК и адсорбенте Ca(CH3COO)2. Установлено, что ранее методы очистки сточных вод от селеносодержащих соединений в транспортной отрасли не применялись. Использование рассмотренного метода адсорбции представляется эффективным решением обозначенной проблемы.
Рассмотрены современные методы борьбы с угольной пылью, доказана актуальность данной темы. Приводятся аргументы о том, что современные методы борьбы с пылью малоэффективны и необходим новый способ пылеподавления, который сможет комплексно решить данный вопрос. Для решения вопроса пылеподавления предлагается использовать биологический препарат.